Юлия Раскидная
ШАНТИ-ШАНТИ

«…Итак, мы можем, конечно, назвать жителей Нового Света варварами, если судить с точки зрения требования разума, но не на основании сравнения с нами самими, ибо во всякого рода варварстве мы оставили их далеко позади себя».


Мишель де Монтень

«Опыты. О каннибалах»





Самое важное для путешествующих по Индии совсем не страховка или таблетки от диареи, а расслабленное отношение к происходящему. Шанти-шанти.

Стоит только всерьёз воспринять происходящее, как оно лупит тебя крепким кокосом прямо в упрямый русский лоб.

Образно говоря, Индия располагается на границе двух миров— осязаемого и неосязаемого, поэтому, как в любой транзитной зоне, тут не работают стандартные правила, проводники путаются в показаниях, возникают сложности с переводом.

На мировом рынке коммерческой духовности Индия предлагает, пожалуй, самое привлекательное и востребованное блюдо: горячее, острое, пряное, приправленное нежным дымком запрещённых трав. С ней может соперничать только перуанская аяхуаска, но рынок трансформаций пока не перенасыщен, так что у Индии есть простое коммерческое преимущество: билеты сюда недороги, проживание — тоже.

Едва ли не самый заметный и яркий персонаж современного социума — цивилизованный белый в Юго-Восточной Азии. Классический беглец, воспетый поэзией, запечатлённый в прозе, увековеченный в кинематографе. Национальность не имеет значения. Русский, француз или американец — не важно. Он прекрасен. Его порывы возвышены, стремление к любви и свету — безграничны. Индия предоставляет беглецу немыслимое разнообразие для удовлетворения духовных потребностей: одних официальных богов тысяча, миллион различных верований, касты, брамины, коровы, ашрамы, море, горы, жара, холод, разрушенные храмы, новые храмы — за этим всем едут и едут миллионы людей.

Беглецы заметны издалека, их цель — привлечь внимание. Когда мятущиеся неофиты выходят из самолёта, ступая в красную гоанскую пыль, белые, невинные в вопросах духовного: йоги, курения анаши и загара, то именно эти прекрасные люди являются их проводниками в манящий мир непознанного. С дредами и экзотическими татуировками, в ярких одеждах, растаманских шапочках, полные диких, но несомненно «духовных» идей. Расслабленный куритель джойнта или строгий веган (уже полгода), ваш первый крутой опыт общения в новом незнакомом мире. Он старожил, живёт тут давно, знает где дёшево и весело, и, поэтому, автоматически, становится вашим главным источником знаний: духовных и наркотических.

Наш герой — большой белый господин, слегка высокомерен, он знает жизнь в целом, и здешнюю в частности. Слушать его истории можно бесконечно, хотя ничего особенного в них нет, но антураж: звенящие браслеты, шум прибоя и дешевый алкоголь, всё это — производит невероятное впечатление. Он оставил бренный материальный мир и полон света высокой духовности, в отличие от вас — сразу же сгоревших, подцепивших кишечную инфекцию («Индия это чистка, детка!»), допивающих свой первый в жизни кокос.

Когда очарование первого разговора проходит, начинаешь задумываться — зачем он тут, этот большой белый господин? Чем интересным и важным занят целыми днями? Отчего он так хорош и привлекателен? В чём причина его самоуверенности, ведь, по сути, он — обычный беглец. На первый взгляд, мы имеем дело с заурядным эскапизмом (а кто, скажите мне, не мечтает сбежать из холодного плена среднерусской возвышенности и обнимать пальмы вместо берёз?). Но второй, внимательный взгляд, открывает нечто иное.


В XVIII веке была очень популярна идея «доброго» или «благородного дикаря», noble savage. Мы должны быть благодарны этой философской концепции за все романы Майн Рида, жанр вестерна и наше счастливое советское детство.

Впервые мысль о природной чистоте дикарей высказал в XVI веке французский гуманист Монтень, утверждавший: «Они всё ещё пребывают в том благословенном состоянии духа, когда в человеке ещё нет желаний сверх вызываемых его естесвенными потребностями». Об этом Монтень написал в трактате «О каннибалах» в 1580 году. Философ критиковал современную ему европейскую цивилизацию. Позже с идей noble savage занудно спорил Диккенс, потом романтически настроенные головы покорил Фенимор Купер, а дальше, как говорится, понеслось.

Трансформацию и творческое переосмысление идеи «благородного дикаря», мы теперь наблюдаем на прекрасных пляжах Индии, Тайланда и Бали. «Вся ваша материальная западная жизнь бессмысленна, надо вернуться к истокам, в страну настоящей мудрости, вести простую жизнь, отказавшись от вашей гнилой цивилизации» — нынешний перепев идей французского просветителя, гимн всех дауншифтеров. Или: «Вся ваша философия от головы, а вот истинное знание в Ведах», одному только Шиве известно сколько денег зарабатывается на этой теории в одной только России.

В нашей стране, как известно, не работать грешно. Безделье активно порицается. Поэтому белокожие соотечественники, мучимые вопросами духа, либо уже свалили на Гоа размышлять о том, можно ли в сорок не жениться, либо тяжко пьют дома, при законном супруге, избежав труда менее затратными средствами. Но сбежать хочется всем. Давление: социальное, сетевое и эмоциональное есть главный ключ к ответу на вопрос о причинах побега. Однако, только сбежать было бы слишком скучно.

Конечно, дикарь — прекрасен, благороден, чист, а европеец толст, развратен и ужасен, но ключевым героем в этом противопоставлении является тот, кто решает, что считать «прекрасным и возвышенным», а что «ужасным и низменным». Роль судьи соблазнительна. Именно поэтому наш герой так потрясающе уверен в себе! Философский снобизм Монтеня очень близок современным дауншифтерам и не только им. Благородно не работать, покуривая траву рядом с чистыми дикарями — невероятно привлекательная перспектива.

Большой белый господин живет в Индии как король, полный спокойного превосходства. Только вот курс доллара сильно подпортил жизнь русским искателям духовности. До 2014 года скромная трёшка, сдаваемая в Твери или Калуге, не говоря о Москве или Петербурге, обеспечивала роскошную жизнь в Юго-восточной Азии. После фатального падения рубля волна искателей приключений схлынула. На белоснежных пляжах остались самые жизнестойкие: массажисты, инструктора йоги, астрологи и гадатели Таро. Впрочем, поток неофитов, томимых духовной жаждой, не иссякает и по сей день.

Напоследок, вспомним самого знаменитого дауншифтера XXI века — Джека Салли, главного героя эпической картины «Аватар». Безногий пехотинец, вызвав сочувствие мирового масштаба, реально покидает тело (свою социальную оболочку) для новой жизни с синенькими дикарями инопланетной расы. Невероятный успех картины подтвердил силу обывательской мечты: бросить всё и свалить на белоснежный пляж, привязать к своему хвосту икрана, взмыть к сияющим небесам, стать абсолютно свободным! И он имеет на это полное право.


Шанти-шанти.





Индия, Гокарна, февраль 2018 года


ОБ АВТОРЕ
Юлия Раскидная
Родилась в прекрасном немецком городе Дрезден в семье профессионального военного, большую часть жизни прожила в Чебоксарах. По образованию историк, по образу мыслей — философ, хотя прикидывается неопытной блондинкой. Имеет суровые отличия русского йога — вегетарианка без вредных привычек, с тяжёлым русским характером. Выпускница двух сессий школы литературного мастерства «Хороший текст». Живёт в Москве.