Андрей Юрьев
ЧЁРНАЯ ЧАЙКА И РУССКИЙ ПЁС
о русских сказках и новом романе Кирилла Рябова

«Мужик собаку растил.
Вырастил и отпустил».


Гавриил Лубнин



В полночь вышел за табаком. Увидал трёх девиц, сидящих кружком на асфальте (не берегут придатки смолоду, дуры), у лавочки ЧП «Загнойко» 24 ч. Девицы смотрели в телефоны и обсуждали собак. Мопсы тоже дорогие, суки. Пятнашка. Да, а корги вообще по сорок пять, вон. Третья девица резюмировала: породистые собаки все дорогие, а раньше все собаки были дешёвыми.

Не поспоришь.

Внимательно прислушался к этому чату, потому что сам нахожусь в ожидании собаки. Есть такое состояние. У меня никогда не было собаки, но мало ли чего у меня никогда не было. Детей вот, скажем, тоже не было. А теперь есть. Заходит дочка в кабинет, присаживается и начинает рассказывать сказку о чёрной чайке. Вы знаете такую сказку? Нет. Вы не знаете. И я не знал до сего дня.

Дело было так. Жила-была чайка, которая почернела от одиночества (одинокая очень была, от своих потерялась, ветром с мамы сдуло). Покрылась сперва мелкими пятнышками, потом стала коричневой и, наконец, чёрной. Куда деваться чёрной чайке? Ясно куда. Пошла она жить в чёрный лес и жила там двадцать тысяч миллионов лет. Это очень грустно. К счастью в лес тот забрела маленькая девочка. Заблудилась Маша. Чайка помогла девочке выйти из лесу, заодно и сама выбралась. Ну а дальше всё на лад пошло. Стала чайка светлеть. Сначала появилось одно белое пятнышко, потом ещё одно, потом закоричневела и так вплоть до изначальной белоснежности. Следом всякие приключения приключились, аж к австралийским волшебным озёрам за живой водой. Воду ту чайка принесла в клюве через море-океан, её и надо было всего-то капельку чёрный лес сбрызнуть, чтоб тот ожил и зазеленел. И всё это сочинила шестилетняя малявка, ангел мой лупоглазый.

Папаша упал в диван и заслушался. Душа стала влажна и вообще захотелось плакать. Чёрная чайка! Это ж надо такое… Теперь мне велено точно и подробно записать сказку. Дал серьёзное обязательство. Буду писать сказку о Че-Че (Чёрная чайка), которая потом станет Бе-че или уж прямо Беатричей, чего уж там! Но я начал-то с собак и это неслучайно. Вернёмся к псам.

В издательстве «Флюид», в серии «Книжная полка Вадима Левенталя» (в некотором царстве, в некотором государстве) вышел роман писателя Кирилла Рябова (слышится отзвук другой сказочной птицы в имени-фамилии автора), который называется «Пёс». Это очень хороший роман, и я рекомендую всем его купить и прочесть. Кроме того, что книжка блестяще написана, так она ещё издана с большим вкусом (Петербург! Ох, батя! Укорачиваешь ты годы жизни нашей безденежьем и поганым климатом, но мы, битые тобой сыны твои, азы всосали: сдохни, а стиль выдержи!).

О чём книжка? О любви и смерти, конечно. О чём ещё может быть роман? Роман современного европейского писателя, который по коэффициенту отчаяния не уступит и Уильбеку (французишка есть французишко, хе-хе), юмор (то есть ум) лучшего образца, когда живот внутри смеётся, а также сюжетно-экшн (наивно-супер). Любовь и тепло сумасшедшие, русско-печные, таких в Европе нет (они ж там мёрзнут, как мыши, тепла в домах не знают). И тем не менее, писатель Рябов — европейский, настаиваю, хотя толком и не сумею объяснить, что это значит. Наверное, вот что. Переведи его, скажем, на английский (читай, всеевропейский), что возможно и несложно, будет понят и финном и немцем (особенно немцем), и ближним и дальним зарубежным. Потому что жизнь наша не так уж и разнится с этим самым немцем или финном. Сверх того, она вообще ничем не разнится. Это большой поли-шинель-секрет. Все мы живём в одной страшной сказке. Эту сказку и рассказывает писатель Рябов, да так, что заслушаешься. И заплачешь, и засмеёшься, и наепьёшься, и напляшешься, и свернётся душа в саван белый и развернётся платком павловопосадским. Всё, как мы любим. Мы, это те, кто изголодался по хорошим русским книгам, потому что вместо них нам всё время пытаются впендюрить каких-то подозрительных щенков под видом породистых сук. Не читайте фальшивых сук. Читайте «Пса».

И журнал «Идiотъ».


Ваш А. Ю.